Вы не авторизованы (вход | регистрация)
Новости
Газета "Круг друзей"
Наша библиотека
О Кубе
Песни
Гостевая книга
Ссылки




Каталог сайтов Arahus.com

Жертвоприношение на алтарь американской демократии

Об одной не такой уж давней, но незаслуженно забытой истории

Сегодня, когда перед США нет укротителя в лице СССР и соцлагеря, когда капиталистический зверь вырвался на свободу; когда НАТО захватывает все новые рубежи, уничтожая непокорные государства и народы и при этом этот военно-политический блок империалистов пытается скрыть свой хищный оскал под маской «миротворца», «борца с терроризмом», мы обязаны напоминать людям о злодеяниях этого «борца».

18 ноября 1978 года спецслужбы США провели операцию, в результате которой были уничтожены 918 граждан США. Все эти граждане являлись членами организации «Храм народов» которая была зарегистрирована в США как религиозная община протестантского толка. Кто-то может быть скажет: «О, это было так давно…» Но у таких преступлений нет срока давности. К тому же подобные преступления совершаются империалистами по сей день.

Что же из себя представляла эта организация, и почему американские власти расправились с ним так безжалостно? Организация возникла в середине 60- годов в Калифорнии и сделала очень много для создания человеческих условий существования наиболее обездоленной, угнетаемой части американского общества. Так как организация весьма активно выступала против расовой дискриминации, за гражданские права, мир и демократические свободы достаточно быстро попала в поле зрения спецслужб США.

В середине 70-х годов около тысячи человек, входящих в «Храм народов» эмигрировали по политическим мотивам в одну из латиноамериканских республик – Гайану, которая согласилась предоставить им возможность организовать свою общину в стране. В джунглях Гайаны они создали поселок Джонстаун, (названный по имени лидера организации и его создателя Джима Джонса), уклад в жизни в котором коренным образом отличался от капиталистического. Эти люди бросили вызов нищете и бесправию, которые были их уделом на покинутой ими Родине. Это был беспрецедентный в истории США акт политического протеста, вызвавший жестокую реакцию властей США. Вот что писал в заявлении для Комиссии по иностранным делам палаты представителей Конгресса США Джон Мур, служитель Объединенной методистской церкви: «Люди уезжали в Джонстаун с надеждой, родившейся из потери надежды здесь в Соединенных Штатах. Не осознав, что эти люди потеряли надежду, нельзя понять сущность движений, подобных «Храму народов» и Джонстауну. Люди эмигрировали, ибо они потеряли надежду на то, что американское правительство или Конгресс положат конец расовой дискриминации и несправедливости. Они потеряли веру способность человека и законодательных органов гуманно и справедливо подходить к проблемам бедных… Пожилые ехали в Джонстаун, чтобы избавиться от грабежей, нападений, от суровой городской среды. Некоторые молодые люди хотели научиться новым ремеслам или вырваться из-под влияния преступников и наркоманов. Бедняки стремились в Джонстаун, чтобы обрести свободу, избавиться от унижений, которым наше общество их подвергает. Они надеялись на простую, спокойную жизнь… Они считали, что покидают общество чистогана, где вещи ценятся больше, чем люди. Многие ехали в Джонстаун как пионеры, собирающиеся создать в джунглях общину нового типа. Некоторые видели в Джонстауне прообраз нового общества, проблеск грядущего».

Возможно, трагедию Джонстауна люди старшего поколения и вспомнят, о них достаточно много писали. Но мало кто знает о деятельности «Храма народов» на территории самой США и почему наиболее активная часть организация была вынуждена уехать из Штатов. А между тем при более близком ознакомлении их деятельность весьма впечатляет. И у нас, знакомых с деятельностью левой оппозиции в России возникла мысль, что нашим оппозиционером неплохо бы поучиться у них, как нужно работать. Благодаря добровольным пожертвованиям членов общины и его друзей были организованы бесплатные клиники, дома престарелых, детские сады, медицинские и юридические консультации. Кроме того «Храм народов» очень много помогал людям, лишенным жилья и уволенным с работы за участие в политических демонстрациях. В городах, где «Храм» имел свои отделения, были организованы бесплатные обеды для малоимущих, и вообще другая необходимая помощь бедным и нуждающимся. Но эта организация была не только «церковью добрых дел, и в целом больше походила на общественное движение, чем религиозную объединение. «Храм народов» также весьма активно сотрудничала с левыми организациями, давала объективную информацию о деятельности прогрессивных организаций за рубежом, о борьбе народов других стран за свои права. Организация издавала свою газету «Народный форум» - газету с острой критической направленностью, на страницах которой регулярно разоблачались пороки буржуазного общества и политика американского империализма. Часть тиража газеты продавалась, часть – чуть больше 500 тысяч раздавалась бесплатно в рабочих кварталах Сан-Франциско, где организация действовала наиболее активно.

Авторитет «Храма народов» Авторитет «Храма народов» и его популярность у населения быстро росла благодаря бескорыстной и самоотверженной работе его членов, и прежде всего, основателя и руководителя организации Джима Джонса. Джим Джонс – человек с достаточно интересной биографией. Он родился в 1931 году в небольшом провинциальном городке Соединенных Штатов в ужасающей нищете времен Великой депрессии. Потому и его первые впечатления были связаны с трагической участью людей, отвергнутых буржуазным обществом, «лишних» людей. Людские страдания преисполнили сердце мальчика стремлением бороться с вопиющей социальной несправедливостью в американском обществе. И уже в достаточно юном возрасте принял решение, что эта борьба должна стать делом его жизни. Джим с увлечением читает литературу о жизни и борьбе В. И. Ленина. Прочитанное сделает его на всю жизнь убежденным сторонником СССР. К окончанию школы у Джима уже сформировались достаточно твердые марксистские убеждения, и он себя считал марксистом, принимал активное участие во всевозможных политических мероприятиях американских левых организаций. Для той части американских левых, которые хотели конкретных действий, это были очень трудные времена- период маккартизма, когда в рамках профсоюзов или компартии организовать какую то эффективную политическую деятельность организовать было невозможно. Понимая это, Джонс ищет новые формы для пропаганды своих взглядов. И… находит их в религии. Преследуя и не давая возможности налаживать работу политическим объединениям (тем более оппозиционного характера) на деятельность религиозных организаций власти смотрели достаточно лояльно и потому по крайне мере в первое организация могла достаточно спокойно работать, не подвергаясь преследованиям. Так убежденный атеист становится создателем религиозной общины «Храм народов».

Американское общество всегда отличалось терпимым отношением к вере, и тогда и сейчас в стране действовали и действуют множество религиозных объединений, и многие состояли в тех или иных объединениях верующих. Джонс также хорошо понимал, что средний американец гораздо охотнее пойдет на собрание религиозной общины, нежели на политическое собрание. Самое поразительное заключается в том, что костяк активистов «Храма сложился из людей, которые приходили в «Храм народов» думая, что они «просто пришли в церковь» и уже под влиянием проповедей Джонса стали убежденными сторонниками социализма. Во времена разгула расистских организаций в США Джонс проповедовал идеи расового равенства и убеждал он не только словом: в его семье кроме собственных детей воспитывались еще 8 усыновленных детей разных рас. Его жена – верная подруга и единомышленник во всех его делах так писала о нем: «Жизни Джонса угрожали постоянно, я очень боялась, что наши дети останутся без отца. Однако мы оба сознавали, что научить наших детей, как и для чего жить можно только своим примером, живя в соответствии со своими убеждениями, невзирая на риск. Джим работал пастором в трех церквях, и большую часть своих доходов использовал на деятельность «Храма народов», поэтому мы жили очень скромно: покупали поношенную одежду, подержанную мебель, а иначе не смогли бы содержать наших детей».

В 1965 году спасаясь от преследований расистов, семья Джонсов переехала в Калифорнию. Преследования продолжались и здесь. Но все-таки Калифорния была штатом, где левые организации уже давно действовали достаточно активно. В деятельности «Храма» наступает наиболее продуктивный период деятельности на территории США. Джонс активно разъезжает по городам, выступая по 5- раз в неделю перед тысячами людей (преимущественно городскими жителями), открывает филиалы своей церкви не только в Сан-Франциско, но и в других городах. И в каждом выступлении Джонс убедительно, доступно разоблачал позорные явления буржуазной Америки. Он последовательно пропагандировал идеи социализма, не скрывал своего восхищения советской формой организации общества и в качестве единственной нравственной альтернативы буржуазной идеологии выдвигал марксизм-ленинизм. Будучи интернационалистом, он выступал за всемирный союз трудящихся всех рас, за союз, направленный на борьбу с классом эксплуататоров и их прислужников. И хотя филантропическая деятельность «Храма народов» своими масштабами, она являлась не только «церковью добрых дел». Церковь очень много уделяла внимания помощи освободительному движению как в США, так и за его пределами. «Храм» оказывал всяческую поддержку революционным силам в Анголе, Зимбабве, Эфиопии, ЮАР, Вьетнаме, и Чили. Во всех конфликтных ситуациях «Храм» четко занимал сторону угнетенных, выступал в поддержку политических заключенных, не только участвовал, но и активно помогал организовывать массовые демонстрации за мир и социализм. И когда деятельность «Храма» начала приобретать общенациональные масштабы, власти сумели своевременно оценить, насколько опасным становится для них деятельность этой «странной церкви», и была развернута массовая кампания по дискредитации «Храма народов». И здесь произошло то, что видимо власть напугала еще больше: хваленая система американской пропаганды (не зря названная «системой промывки мозгов») дала сбой! Редакции газет, включившихся в кампанию дискредитации Джонса, и его организации завалили письмами возмущенных американцев. Люди отказывались верить тому, что писали о «Храме», и возмущались тем, что организацию, которая так много помогает тем, кто в этой помощи так нуждается, помогает наиболее обездоленным так поливают грязью. Через некоторое время властям стало ясно, что задуманное не удалось: люди предпочитали больше доверять тому, что видели своими глазами, нежели тому, что писали буржуазные газеты.

После провала пропагандистской кампании власть не придумала ничего умнее, как физическое уничтожение «Храма народов». Против «Храма народов» была развернута масштабная кампания террора: несколько членов организации и члены их семей были убиты при подозрительных обстоятельствах. В домах, принадлежащих или арендованных «Храмов» взрывались бомбы. «Неизвестные» поджигатели поджигали помещения «Храма», дома членов организации… Несколько раз пытались убить и самого Джонса, угрожали расправой его семье.

В сложившейся ситуации руководство «Храма народов» во главе с Джонсом принимает решение эмигрировать из США. Организация приняла решение перебазироваться в Гайану, небольшую республику в Южной Америке, правительство которой взяло курс на строительство «кооперативного социализма». Переселенцы оказались в прекрасной стране – в стране, с непривычной для многих жителей США, привыкших к индустриальным пейзажам у себя на Родине, гостеприимных и дружественно настроенных людей различных национальностей. Правительство Гайаны предоставила «Храму» землю для создания сельскохозяйственной коммуны и возможность организовывать внутреннюю жизнь коммуны в соответствии с теми идеями, которые она пропагандировала. Население Джонстауна быстро росло за счет новых переселенцев из США и вскоре достигло 1000 человек. Трудно сказать, почему власти США позволили этим людям все-таки эмигрировать. Скорее всего, чиновники из администрации решили, что, оказавшись так далеко от США, они перестанут представлять угрозу, смущать умы граждан США. О причинах войны, развязанного против «Храма» достаточно нелицеприятно высказывались не только простые граждане, но и достаточно влиятельные в обществе люди, чье мнение было трудно игнорировать. Возможно, в этой ситуации власти США сочли, что отъезд членов «Храма» позволит решить проблему.

Джунгли отступили. Они стали лишь обрамлять поля, сады и плантации. Переселенцы начали проводить опыты по выращиванию новых культур в тропическом климате Гайаны. Заработала своя лесопилка, был открыт свой мебельный цех. Были построены школа, клуб, ясли и детсад. В воздухе всегда звенел детский смех, доносившийся с площадки для игр. Система образования и медицинского обслуживания, созданная в Джонстауне, выгодно отличалась от действующей в США системы своей общедоступностью, высоким качеством и разносторонностью.

В Джонстауне многие поселенцы впервые узнали, что такое жить не на нищенское пособие и получать тарелку жидкого супа в день, а иметь калорийное и четырёхразовое питание. «Подлинным творцом счастья может быть только сам человек, если он освободится от капиталистического зла» говорил Джонс в своих проповедях. И на взгляд многих верующих они начали строить рай на земле. В целом слово «рай» употребляли многие гости, посетившие Джонстаун, восхищаясь уникальной, процветающей коммуной среди джунглей.

Все свидетельствовало о том, что люди решили обосноваться здесь всерьез и надолго. Современная техника, доставленная из США, помогала отвоевывать землю у джунглей. Джонстаун был полностью электрифицирован. Ток давали дизельные движки. Регулярно выходила в эфир радиостанция «Храма народов». Ее позывные стали известны во многих странах мира.

Чистый доход коммуны составлял 250 тысяч долларов в год. Рентабельное, высокопродуктивное хозяйство было материальной базой для осуществления главной цели коммуны – «практического осуществления социалистического образа жизни». Хотя на деле в Джонстауне пошли еще дальше: внутри коммуны, например, денежные отношения отсутствовали, все было бесплатно. Своей жизнью они доказывали, что принцип «от каждого - по способности, каждому – по потребности» не утопия. Никогда прежде эти люди энтузиазма в работе. Впервые джонстаунцы познали радость общего дела, когда плоды его – достояние каждого, когда один – за всех и все за одного.

С лета 1977 года в коммуне родилось 30 малышей. Дети были окружены вниманием и заботой всего коллектива, который в основу воспитания подрастающего поколения положил социалистические принципы и опыт Советской страны. Какая судьба ожидала этих детей в США, если учесть, что это были бедняков жителей негритянских кварталов? Официальная статистика свидетельствует, что до полумиллиона детей и подростков США отбывают тюремные сроки*. Их детство исковеркано капитализмом, с самого рождения им уже было отказано в праве на достойную жизнь, хорошую работу…

А джонстаунцы жили в атмосфере дружбы, равенства, и взаимного уважения. Каждый получал духовное, физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие, активно участвуя в жизни коллектива. В отличие от буржуазного общества, здесь была всеобщая и всесторонняя забота о нравственном и физическом здоровье каждого. Здесь трудились 200 медицинских работников всех профилей. Больница, поликлиника, лаборатория, физиокабинет были в коммуне оборудованы по последнему слову техники. При этом услугами медиков пользовались не только члены коммуны, но и местные жители близлежащей местности.

В отличие от буржуазного мира, живущего по принципу «Выживает сильнейший» в Джонстауне установилась совершенная другая система нравственных ценностей, основанная на заботе о людях и уважении к ним. И это давало совершенно потрясающие результаты, когда бывшие «неудачники», отверженные – а таких в коммуне было много – становились полезными, полноправными членами общества.

Возможно, в советское время не вполне отчетливо представляли себе, что двигало этими людьми. Это стало гораздо понятнее теперь, когда многие деревни, рабочие поселки и городки превратились в гетто, жители которых могут только мечтать о качественном образовании, о хорошей, интересной работе, о достойной жизни. У них нет будущего. Пример «Храма народов» ценен для нас тем, что эта организация стоя на марксистско-ленинских, интернациональных позициях занималась активно именно в этой части общества, пытаясь вытащить их из бездны отчаяния, царящего в гетто, избавить их от наркомании, физических и социальных недугов – неизбежных спутников капиталистического общества. Но в условиях американского общества реализация идеи объединения трудящихся разных национальностей, рас для борьбы за свои права оказалось невозможно. Возможно, власти не сразу заметили настолько для них опасен «Храм», но насколько может стать опасным Джонс и его организация, если его организация начнет действовать по всей стране, понимали хорошо. Вынудив наиболее активную часть организации эмигрировать в Гайану, власти на какое то время успокоились, полагая, что находясь за несколько тысяч километров от территории США они теперь не могут представлять угрозу устоям буржуазного общества.

Но достаточно быстро обнаружилось, что радость была преждевременной. Из страны, жителям которого вдалбливали с самого рождения о том, как им сказочно повезло, что они родились в такой замечательной стране, где каждый свою судьбу может делать сам, и что в такой стране только ленивые, глупые, неудачники ничего не могут добиться – вот из этой страны уезжают около 1000 человек в джунгли, строят там другую жизнь и наглядно показывают, что другая жизнь – справедливая, достойная и действительно свободная - возможна. Храм был открыт для гостей, здесь часто бывали представители консульской службы США в Гайаны, проверяя многочисленные инсинуации врагов «Храма» которые не успокоились. Коммуну посещали родственники уехавших, обеспокоенные совершенно жуткими публикациями в американской печати о жизни в Джонстауне. Ни одна из жалоб не подтвердилась, впоследствии американские дипломаты, из посольства США в Гайане, стремясь доказать свою непричастность к расправе с жителями поселка подтвердили это. Но Джонстаун не только защищался от нападок, но и продолжал наносить достаточно ощутимые удары в борьбе с буржуазной пропагандой. После переезда в Гайану в столице Гайаны, в Джорджтауне «Храм» приобрел здание, которое служило гостиницей для приехавших в Джонстаун из США, здесь же расположилась достаточно мощная радиостанция «Храма», которая начала давать в эфир информацию о жизни жителей коммуны, о том, почему они были вынуждены уехать из США, и почему не желают их оставить в покое даже после того, как большая часть членов организации покинули США. Вашингтон оказывал на правительство Гайаны сильный нажим, чтобы оно выдворило с территории страны жителей Джонстауна. Друзья «Храма» имеющие доступ к подобной информации, сообщили Джонсу, что ЦРУ начал поиск банков, в которых «Храм народов» имел свои счета, чтобы заморозить эти счета, лишить руководства «Храма» возможности ими распоряжаться. Понимая. Что при возможностях, которыми обладает США, Гайана перестает быть для них безопасным местом, руководство «Храма народов» принимает решение о необходимости переезда в страну, где даже длинные руки спецслужб США будут бессильны – в СССР! Все деньги руководство «Храма» переводит в местное отделение Внешторгбанка СССР и 20 марта 1978 года руководство «Храма» обратилось с официальным письмом в посольство СССР с просьбой о предоставлении членам этой организации советского гражданства и возможность выехать в СССР, так как вследствие политических убеждений жизнь Джонстауна находится в опасности.

В посольстве с большим вниманием отнеслись к просьбе жителей Джонстауна. А вот как на нее прореагировало руководство СССР – мы теперь вряд ли узнаем. Возможно, у советских бюрократов из ведомств, которые должны были этот вопрос решить, просто не хватило времени. Вполне возможно, что заявление просто попало в руки чиновника, который не захотел взять на себя ответственность за принимаемое решение, предпочел, чтобы это решение приняли другие… кто знает? Как минимум, решение принималось не так оперативно, как этого требовала ситуация. 18 ноября этого же года Джонстаун после тщательно спланированной операций подразделений специального назначения перестанет существовать. Возможно, какой то чиновник, который должен был дать ответ, вздохнул с облегчением: и слава богу, без него проблема решилась! Адвокат «Храма» Марк Лейн достаточно хорошо был знаком с деятельностью Храма в самой США и неоднократно посещал Джонстаун. Впоследствии по материалам своего расследования он издал книгу, пишет, что администрация США избрала «Храм народов» своей мишенью потому, что его опыт по культивированию социалистического образа жизни ставит правительство США в затруднительное положение. Около тысячи членов этой организации уехали в джунгли Гайаны остальные члены организации должны были время тоже к ним присоединиться позже. Они бежали в джунгли Гайаны в поисках прав человека и возможности полнокровную жизнь, которой они были лишены в США.

Лейн пишет, что Джонстаун дал ему возможность заглянуть в будущее. По его словам, Джонстаун поразил его тем, что люди, прежде прозябавшие в нужде, живут вместе счастливо, без преступлений, наркотиков и отчаяния. Адвокат отмечает, что обучение в школе Джонстауне гораздо лучше, чем в американских школах, что дети хорошо осведомлены о самых разных вопросах. «В Джонстауне нет ни денег, ни нужды в них» добавляет Лейн. Сильное впечатление на Лейна произвело также качество медицинского обслуживания, и то, что как жителям Джонстауна, так и местным жителям оно представлялось бесплатно…

Конкуренция, восхваляемая капиталистами, подразумевает уничтожение всех конкурентов, тем более, политических конкурентов. Для американского империализма Джонстаун стал маленьким, но чрезвычайно опасным политическим конкурентом, подрывающий своим примером ценности буржуазного строя перед сотнями тысяч слепо верящих, что альтернативы капитализму нет.

18 ноября 1978 года американскими империализм расправился над по сути безоружными (если не брать в расчет несколько старых ружей, которыми отпугивали с плантаций диких животных) жителями коммуны. 918 граждан США, среди которых были и дети, были расстреляны, зарезаны, отравлены. Жертвой наемников также стал конгрессмен Лео Райан и несколько сопровождающих его лиц. Конгрессмен находился в Джонстауне с проверкой очередных жалоб и должен был уже вылететь с несколькими членами коммуны, которые решили поехать с ним в Штаты, но не успел. Выводы, сделанные Райаном и его людьми никак не укладывались в тот сценарий гибели жителей поселка, который был уже подготовлен, и было принято решение, что конгрессмен должен погибнуть «от рук сектантов-изуверов».

С подачи ЦРУ в СМИ была представлена версия «о массовом самоубийстве религиозных фанатиков». Впрочем, вся эта инсценировка была проделана так грубо и топорно (времени было мало, все таки эта операция проходила на территории другого государства) что даже буржуазные журналисты тогда подвергли сомнению эту версию. Но, тем не менее, эта версия была использована для дискредитации «Храма народов». Организация была объявлена «сектой самоубийц» и по требованию министерства юстиции была распущена. Все было сделано для того, что в Джонстауне были убиты политические эмигранты США. Миллионы людей в самих США живут в бесправии и нищете, их судьба власть имущих никогда не волновало. А вот судьба тех, кто решился бросить вызов буржуазному миру, не согласившись с той ролью, которое это общество для них отвело, были убиты.

Это преступление в очередной раз (но, увы! не последний) обнажило лицемерие американского империализма, выступающего на словах в защиту прав человека, а на деле жестко подавляющего инакомыслие, угрожающее его спокойствию, уничтожает без всякого сомнения тех, кто решил строить новую жизнь, свободную от всевластия капитала. Ведь в джунглях Гайаны истребили людей, для которых права человека прежде были химерой и стали реальностью только после разрыва с американским обществом…

Использована статистика тех лет, когда происходили описываемые события

Пишите нам: cubafriend@mail.ru